Как дефицит чипов может повлиять на украинский авторынок
Остановка предприятий из-за дефицита чипов, и огромные убытки автомобильных компаний - это только верхушка “айсберга” тех проблем, которые возникли у мирового автопрома из-за дефицита чипов. Некоторые из них могут затронуть и Украину.
Автомобили становятся все более зависимыми от микросхем во всем, - от электронного управления двигателями для лучшей экономии топлива, до таких функций помощи водителю, как экстренное торможение. И когда микросхем или микрочипов нет, приходится останавливать производство. Самое свежее сообщение - рекордные убытки Nissan в $1,38 млрд. за прошлый год из-за пандемии и дефицита чипов.
До этого в мировой прессе регулярно появлялась информация об остановке сборочных линий на предприятиях многих автопроизводителей. Тоже из-за дефицита чипов. 3 мая компания Ford заявила, что по этой причине на несколько недель остановит производство на своих заводах в Германии. Кроме того, в Ford предупредили, что нехватка чипов может сократить мировое производство автомобилей компании во втором квартале вдвое, что обойдётся примерно в $2,5 млрд. Jaguar Land Rover Automotive, Volvo Group и Mitsubishi Motors также недавно присоединились к растущему списку заводов-изготовителей, работающих на холостом ходу.
В марте генеральный директор Volkswagen AG Герберт Дисс заявил, что концерн не смог построить 100000 автомобилей из-за дефицита чипов. Он, также добавил, что Группа не сможет восполнить этот дефицит в 2021 году. BMW приостановила на несколько дней выпуск MINI на своем заводе в Оксфорде (Великобритания). Компания также сократила смены на своем заводе BMW в Регенсбурге (Германия). Daimler предупредил, что глобальная нехватка полупроводниковых чипов может влиять на продажи во втором квартале, и временно остановил производство на двух заводах в Германии. Нехватка чипов вынудила сократить производство на предприятиях General Motors и Группы Stellantis.
Все серьезно
Спрос на полупроводники резко вырос в 2020 году, поскольку во время пандемии потребители стали активно покупать домашние гаджеты. Но удовлетворить этот спрос оказалось нелегко. В том числе из-за того, что во время первой волны COVID-19, в 2020 году были временно остановлены многие предприятия по выпуску чипов.
Все настолько серьезно, что Китай в своем последнем пятилетнем плане назвал независимость от микросхем главным национальным приоритетом. В США президент Джо Байден пообещал построить безопасную американскую цепочку поставок за счет возрождения отечественного производства. В Евросоюзе также обдумывают меры по выпуску собственных чипов, планируя удвоить производство микросхем в регионе к 2030 году. И достичь доли в 20% на мировом рынке чипов.
Раньше в течение многих Европе принадлежала основная часть мирового производства полупроводников. В 1990 году она составляла около 44%. Но сейчас приближается к 10%. Четверть века назад США принадлежало 37% производства чипов в мире. Сегодня - только 12%. В то же время, по данным Boston Consulting Group и Ассоциации полупроводниковой промышленности, на Тайвань, Южную Корею и Японию приходится около 60% производства. Хотя, от дефицита чипов сегодня страдают и японские, и южнокорейские автомобильные компании.
Почему нельзя быстро наладить выпуск дефицитных чипов и закрыть этот вопрос? Причина в том, что их изготовление невероятно сложное. И становится все сложнее. Настолько, что в данной отрасли даже появилась модная шутка: «Это не ракетостроение - это намного сложнее». Бывший глава корпорации Intel Крейг Барретт назвал микропроцессоры своей компании самыми сложными устройствами, когда-либо созданными человеком. Кроме того, по данным агентства Bloomberg, на строительство предприятий по выпуску полупроводников нужны годы и миллиарды долларов. Новая фабрика стоит не менее $10 млрд.
Как “выкручиваются” автопроизводители
Самое неприятное, что дефицит чипов продолжает усугубляться. А значит - рассчитывать на то, что это краткосрочная временная ситуация, которая “рассосется” через месяц, - не приходится. Поэтому, уже сейчас, чтобы сократить убытки от простоя своих предприятий, многие автопроизводители, что называется “выкручиваются”. Они стараются делать комплектации, в которых дефицитных чипов минимум.
Например, из-за дефицита чипов производители стали убирать дополнительные функции из авто и отдавать предпочтение ходовым моделям. Так, французская Renault SA и японская Nissan Motor Co. временно перешли на использование дефицитных компонентов только в более прибыльных и более продаваемых моделях. Автопроизводители также стали выпускать автомобили с поддержкой меньшего числа технологий. В купе-кроссовере Renault Arkana теперь устанавливается менее крупный дисплей без навигационной карты и нет индукционного зарядного устройства для телефона. Nissan примерно на треть сокращает количество автомобилей с предустановленными навигационными системами. В Peugeot в хэтчбеках Peugeot 308 вновь начали использовать аналоговые спидометры вместо цифровых версий, для которых необходимы дефицитные чипы. General Motors заявила, что выпустила ряд пикапов Chevrolet Silverado без модуля экономии топлива, что выльется водителям в дополнительный расход бензина. Пикап Ram 1500 теперь предлагается без цифрового зеркала заднего вида, которое обычно входило в стандартную комплектацию. Оно доступно только опционально.
Вероятность, что новые модели в таких комплектациях приедут в Украину - достаточно велика. Что, на самом деле, может даже порадовать некоторых автомобилистов, которые не хотят доплачивать за новейшие технологии, и с радостью возьмут понравившуюся модель с проверенными, понятными системами. Что вполне может оказаться еще и дешевле.
Но есть и другой момент, который совсем не порадует тех, кто настроился приобрести у нас подержанный автомобиль из США. По информации агентства Bloomberg, чтобы избежать дефицита машин, многие американские прокатные компании по аренде автомобилей сейчас массово скупают для своих автопарков подержанные авто с полным набором электроники. Из-за этого, цены на такой товар на американском вторичном рынке уже начали расти. А значит - есть вероятность, что так называемые американские “битки”, могут подорожать и у нас.
Сколько это продлится
По словам нового генерального директора Intel Пэта Гелсингера, глобальная нехватка полупроводников, вероятно, не будет решена еще несколько лет. В компании NXP Semiconductors заявили, что ожидают ограниченного предложения чипов в течение всего года. А также предупредили, что ограничения для автомобильной промышленности могут продлиться до 2022 года. В Volkswagen оптимистично прогнозируют, что поставки полупроводников в автомобильный сектор останутся ограниченными только в ближайшие месяцы