Повышение "минималки" в Украине: быть или не быть
С начала апреля в Украине стал активно обсуждаться вопрос об очередном повышении минимальной зарплаты. Напомним: в п. 19 заключительных положений закона о госбюджете на 2018 год записано: "Кабинету Министров Украины на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины по итогам первого квартала 2018 года рассмотреть вопрос о возможности повышения размера минимальной заработной платы с определением его на уровне 4200 грн в месяц со второго квартала 2018 года".
В последние годы минимальная зарплата пересчитывалась раз в год. Предложение о дополнительном повышении, посреди года, было включено в закон о бюджете на этот год по предложению президента Петра Порошенко.
Первый квартал подошел к концу, и на повестку дня встал вопрос: достаточно ли позитивны его итоги? Есть ли основания для повышения "минималки"? И какие могут быть экономические последствия такого повышения?
Напомним, в 2017 году минимальная зарплата была повышена сразу в два раза: с 1600 до 3200 грн. С начала 2018 года она выросла еще на 16% и сейчас составляет 3723 грн.
4000 грн? 4100 грн? 4200 грн?
Законом о госбюджете-2018 предусмотрено, что "минималка" по итогам I квартала 2018 года может подрасти до 4200 грн, т. е. еще на 13%. Но в последнее время первые лица называют разные цифры. Например, президент несколько раз в этом году говорил, что зарплата должна составлять 4000 грн, о чем писалось в СМИ. Первоначально, еще в прошлом году, Петр Порошенко называл цифру в 4100 грн в качестве возможной минимальной зарплаты на 2018 год. Сейчас о такой же сумме говорит вице-премьер Павел Розенко. "В письме к Кабинету министров и к Верховной Раде президент… предложил рассмотреть возможность повысить минимальную зарплату до 4100 грн", – цитирует вице-премьера правительственный портал.
А вот в бюджете, проект которого готовил Кабмин, цифра дивным образом трансформировалась в 4200 грн. Об этой же сумме говорят сегодня в Министерстве финансов. Сумма 4200 грн фигурирует в свежем "Инфляционном прогнозе" Нацбанка, который обнародован в апреле . А вот премьер-министр Владимир Гройсман говорит обтекаемо о повышении "минималки" до 4100-4200 грн.
Все эти расхождения заставляют предполагать, что единого мнения по поводу повышения минимальной зарплаты у правительства и администрации президента до сих пор нет. А значит, в ближайшее время оно вряд ли состоится.
При этом прогнозы чиновников – повысят или не повысят – тоже диаметрально противоположные. Так, заместитель финансов Украины Сергей Марченко прямо заявил: повышения в ближайшем квартале ждать не стоит. "Оперативные данные Госказначейства по итогам I квартала свидетельствуют о том, что мы не имеем возможности повысить минимальную зарплату", – пояснил он. По данным замминистра, по итогам трех месяцев 2018 года госбюджет недовыполнен на 6,1 млрд грн, или на 3,1% (планировалось собрать 199,7 млрд, а удалось получить только 193,6 млрд грн).
По информации Госказначейства, отставание от плана поступлений в госбюджет гораздо больше: сальдо госбюджета по состоянию на апрель составляет всего 85,2% от плана.
При этом министр социальной политики Андрей Рева уверен: резервы для повышения минимальных зарплат есть уже сегодня. А вице-премьер Павел Розенко предлагает подождать. По его словам, "реальная картина" итогов экономической деятельности I квартала станет ясна в конце апреля – в начале мая. "Я думаю, что тогда мы и сможем определиться, когда идея 4100 грн будет реализована", – отметил вице-премьер.
Мы расспросили экспертов, есть ли, по их мнению, на сегодняшний день основания для повышения минимальных зарплат. Как повышение повлияет на инфляцию? Не получится ли так, что выросшие доходы подстегнут инфляцию, которая, в свою очередь, "съест" весь эффект от повышения зарплат?
Эрик Найман: "Эта мера направлена на увеличение поступлений в бюджет"
Финансовый аналитик Эрик Найман считает, что повышение минимальных зарплат в прошлом году негативных последствий для экономики не принесло – не принесет и на сей раз.
"Я думаю, правительство и президент положительно оценили последствия от повышения минимальной заработной платы в прошлом году, хотя оно было достаточно неожиданное и резкое – с 1600 до 3200 грн. Они увидели, что негатива для экономики Украины это не принесло. Наоборот, выросли налоговые поступления. Поэтому, думаю, поэтапное, постепенное повышение минимальной заработной платы продолжится", – говорит финансист.
По мнению Эрика Наймана, планируемое повышение минимальных зарплат в первую очередь направлено на увеличение поступлений в бюджет.
"Рост зарплат происходит и так. По причине демографии и безвизового режима. Плюс влияет оживление экономики. Эти три фактора приводят к тому, что зарплаты в Украине растут. И будут расти, даже если правительство не поднимет минимальную зарплату. А рост зарплат в первую очередь влияет на бюджетные поступления. Невыполнение бюджета по итогам 1-го квартала – это следствие охлаждения экономики, которое началось в конце прошлого года. Экономика теряет темпы роста. И повышение минимальной заработной платы в первую очередь направлено на увеличение поступлений в бюджет", – говорит Эрик Найман.
Правда, по его мнению, в какой-то момент бизнес может столкнуться с тем, что просто физически не сможет поднимать зарплаты. "Но я думаю, что это произойдет не в 2018 году", – прогнозирует аналитик.
Ярослав Жалило: "Повышение минимальной зарплаты позволяет даже сокращать расходы, сэкономить бюджетные средства"
Возможно, это прозвучит парадоксально, но директор по аналитической работе Института общественно-экономических исследований, президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило утверждает, что в минувшем году повышение минимальной зарплаты позволило сэкономить бюджетные средства. И в этом году руководство страны захочет повторить этот эффект.
"С одной стороны, повышение "минималки" несет дополнительную нагрузку на бюджет, потому что бюджетникам нужно платить больше денег. Но с другой стороны – увеличиваются поступления в бюджет. И не только из бюджетного сектора, а со всех отраслей экономики. Увеличивается поступление налога на доходы физических лиц, потом в Пенсионный фонд поступают большие суммы социального взноса. Кроме того, после повышения зарплат нужно меньше платить субсидий на коммунальные услуги. И как следствие – в прошлом году вышла такая ситуация, что бюджет потратил дополнительные суммы на увеличение зарплат, но в то же время сэкономил еще больше, за счет всех этих "побочных эффектов". То есть фактически выходит, что повышение минимальной зарплаты играет такую "фискально стабилизирующую" роль. И мне кажется, именно это и есть настоящая причина планируемого повышения минимальных зарплат", – говорит Ярослав Жалило.
Что касается социального аспекта повышения зарплат, экономист считает, что здесь тоже имеется позитивный эффект.
"Зарплаты должны повышаться, чтобы сохранялась покупательная способность населения. Причем размер минимальной зарплаты должен изменяться пропорционально темпам инфляции. При увеличении "минималки" в начале прошлого года с 1600 до 3200 грн было учтено инфляционное изменение платежеспособности населения по сравнению с докризисным периодом, и произошло приблизительное выравнивание, восстановление статус-кво платежеспособности относительно 2013 года. И теперь темп инфляции должен стать тем индикатором, тем коэффициентом, на который должна повышаться зарплата", – считает Ярослав Жалило.
По итогам 2017 года инфляция составила 14,4%. На текущий год эксперт прогнозирует 12-14% инфляции. И считает, что на такой же процент должна изменяться минимальная зарплата. Причем повышение вполне можно разбить на 2 этапа: один провести в середине года, а второй этап – с 1 января 2019 года.
Важной составляющей экономической обоснованности повышения зарплат эксперт считает рост продуктивности труда: "В прошлом году у нас ВВП вырос на 2,5%, значит, в среднем и продуктивность выросла на столько же. Если же повышение зарплат больше, это означает, что работодатель часть своего продукта дополнительно должен направлять на оплату труда работника и, соответственно, откуда-то этот ресурс изымать. В 2017 году произошел рост зарплат во многих секторах экономики, повышение номинальной среднемесячной заработной платы составило 37% – это гораздо больше, чем рост минимальной зарплаты за прошлый год. Причин несколько. Это и проблемы с привлечением работников, т. е. работодатель повышает зарплату, чтобы сохранить специалистов. Это и отображение роста продуктивности труда на конкретных предприятиях. И, конечно, повышение зарплат бюджетникам".
Говоря о влиянии роста зарплат на инфляцию, Ярослав Жалило подтверждает: давление будет существенным. Гораздо больше тех 0,5%, о которых заявляют в правительстве.
"В прошлом году инфляция ускорилась до 14,4%, и очень большой вклад в этот процесс принесло именно повышение минимальной зарплаты. В этом году повышение зарплаты тоже однозначно будет инфляционным стимулом. И в этом нет ничего плохого, если другие составляющие государственной политики минимум не мешают, а оптимально – содействуют росту предложения. То есть, например, если проводится такая политика, когда бизнес может привлекать ресурсы, с помощью которого сможет реагировать на увеличение внутреннего спроса. У нас же ситуация противоположная. Нацбанк проводит жесткую политику в рамках инфляционного таргетирования. На высокий уровень инфляции реагирует высокой процентной ставкой, что ограничивает способность производителей привлекать кредитные ресурсы. И это парадокс. С одной стороны, у нас высокая инфляция в значительной мере потому, что предложение не в состоянии адекватно реагировать на увеличение спроса. А с другой стороны, реакцией на эту высокую инфляцию является сохранение жесткой монетарной политики, которое еще больше затрудняет реакцию предложения на увеличение покупательского спроса.
Поэтому у меня складывается впечатление, что, планируя повышение зарплат, у нас заботятся не о том, чтоб людям дать больше денег. Потому что при такой политике все равно эти деньги в большой степени будут "съедены" инфляцией. А думают больше о том, как наполнить бюджет.Ну, и, конечно, ориентируются на выборы 2019 года", – полагает эксперт.