Россия угрожает многим странам: риски и возможности для Украины и ее соседей
В современных реалиях Украина сталкивается с серьезными угрозами своей безопасности. Агрессия со стороны России дестабилизирует ситуацию в Украине и представляет опасность для соседних стран. Что поможет усилить безопасность нашей страны, какие есть перспективы в сотрудничестве с ЕС и НАТО, и почему, по мнению некоторых экспертов, Украина неправильно реагирует на внешние угрозы.
Сотрудничество с ЕС и НАТО – что поможет усилить безопасность Украины
Благотворительный фонд "Инициатива по исследованию восточноевропейской безопасности" представил результаты недавнего опроса, в котором было задействовано больше 60 как отечественных, так и международных экспертов.
Стоит напомнить, что Восточное партнерство – это проект Европейского союза, который был создан в 2009 г. Его основная цель – развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами постсоветского пространства: Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью.
В ходе опроса, эксперты выделили основные направления, который могли бы помочь усилить безопасность стран восточноевропейского партнерства. В первую очередь, это членство в НАТО – (эту мысль высказали 76% экспертов), и членство в ЕС – (52%). А вот новый региональный формат безопасности при участии России эксперты и вовсе не расценивают, как одну из возможностей усиления безопасности.
Также эксперты считают, что для обеспечения безопасности в этом регионе ЕС должен помочь в проведении экономических и социальных реформ (55%), привлечь к Общей политике безопасности и обороны (47%) и дать перспективу членства тем странам, которые этого хотят (44%).
В свою очередь, Хьюг Мингарелли глава Представительства Европейского Союза в Украине, отметил, что в ЕС видят несколько аспектов угрозы безопасности Украины.
"В конфликте с Россией Украина вынуждена реагировать на угрозы безопасности в трех измерениях. Во-первых, – это военный конфликт. Очевидно, что существует военное измерение в этом конфликте, ведь за последние 3 года более 10 тыс. убитых, 1,6 млн внутренне перемещенных лиц и более 1 млн беженцев в соседних странах", – сказал Мингарелли в ходе круглого стола на тему "Угрозы безопасности Украины и других стран региона Восточного партнерства и возможные ответы на них".
Он добавил, что второе измерение – это экономическое, ведь в ходе оккупации Донбасса украинская экономика ослабла. Третье измерение – дезинформационная кампания со стороны РФ.
"Имидж Украины в Западной Европе не соответствует тому, что на самом деле происходит в стране. В большой степени это произошло именно в результате дезинформационной активности, которая проводится в Западной Европе", – пояснил Мингарелли.
Важно осознавать, что российская агрессия опасна не только для Украины, но и для других стран. Так, директор Офиса связи НАТО в Украине Александр Винников отметил, что российская агрессия бросила вызов всему европейскому порядку безопасности, а со времен Второй мировой войны это первый случай, когда одна страна силой отнимает территорию другой страны.
Винников заявил, что в ответ на российскую агрессию против Украины НАТО усиливает свои сдерживающие возможности в сфере безопасности и оказывает нашей стране серьезную поддержку.
"Что касается Украины, то НАТО незыблем в вопросе украинского суверенитета и территориальной целостности. С начала российской агрессии практическая и политическая поддержка, которую Украине предоставляет НАТО, стала беспрецедентной", – говорит Винников.
Но, в то же время, по результатам опроса, пока что Украина имеет низкие шансы стать кандидатом в НАТО в ближайшее время. Так, высокой такую вероятность считает только 13% опрошенных экспертов. Правда, ни один из аналитиков не сказал, что Украина никогда не станет членом НАТО или ЕС. Просто все это остается вопросом времени.
Внешние и внутренние угрозы: чего стоит опасаться Украине и соседним странам
Сейчас для Украины, как и других постсоветских стран, существует огромное количество как внешних, так и внутренних угроз. Среди основных внешних угроз для стран Восточного партнерства практически все из 62 опрошенных экспертов (98%) выбрали вариант "агрессивная политика России"; также среди важных угроз названы региональные конфликты, напряженные отношения с соседними странами.
В то же время, директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил, что одна из главных угроз – это неадекватность нашего мышления и, как следствие, неспособность адекватно реагировать на внешние раздражители.
"Главной угрозой, которую называет Римский клуб (Международный аналитический центр, созданный итальянским промышленником Аурелио Печчеи и объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты – ред.), является неадекватность нашего мышления в этой сложной реальности, из чего и вырастает много угроз. Насколько правильно мы видим угрозы, насколько правильно мы их идентифицируем, реагируем на них, определяем способ реакции, выбираем силы и средства. Если мы неправильно мыслим, мы неправильно и реагируем", – говорит эксперт.
Он поясняет, что к реакциям на угрозу выделяется три основных требования: адекватность, своевременность и солидарность. Чтобы своевременно реагировать на угрозу, нужно не упустить процесс ее возникновения. Т.е. сначала появляются предпосылки противоречий, потом они накапливаются и перерастают в конфликт.
#more_item#
"Нужно реагировать не на сами угрозы, а на процесс эскалации, начиная с самого первого этапа. Вот тогда можно говорить о том, что мы своевременно или несвоевременно отреагировали на угрозу. Сейчас мы говорим, начиная где-то сверху. Россия – угроза, КНДР – угроза. И упускаем из виду те самые предварительные этапы нарастания этих угроз, когда надо было среагировать и не допустить, например, даже помыслов у КНДР иметь ядерное оружие", – поясняет Сунгуровский.
Что касается агрессии России, то она началась далеко не в 2014 г. в Крыму – другие ее проявления можно было наблюдать в ряде соседних стран гораздо раньше. Евгений Магда, исполнительный директор Института мировой политики, говорит, что различные гибридные проявления российской агрессии наблюдались и в Приднестровье, и в формате Карабахского конфликта, и во время Грузинской войны 2008 г.
"Если мы посмотрим на список стран Восточного партнерства, то мы заметим, что только Беларусь не сталкивалась с попытками военного влияния со стороны России. Если говорить о наибольшем вызове, который существует между странами Восточного партнерства, я бы назвал недостаток информации о наших соседях. Мы очень часто воспринимаем события в соседних государствах, например, в Молдове и Беларуси, через призму российских медиа", – отметил Магда.
Он резюмировал, что главным способом противостояния гибридным угрозам остается демократизация наших стран и проведение реформ.
Также эксперты выделили факторы, которые негативно влияют на способность стран Восточного партнерства противостоять угрозам извне. В первую очередь, это отсутствие надежных международных механизмов, гарантий безопасности (53%), внутренняя институциональная слабость и высокий уровень коррупции (44%), кланово-олигархическая модель государств (32%) и слабость экономик (26%).
- Генштаб: по состоянию на 24 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 730 740 солдат
- Генштаб: по состоянию на 23 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 729 720 солдат
- Генштаб: по состоянию на 22 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 728 300 солдат
- Генштаб: по состоянию на 21 ноября общие потери вражеской армии в личном составе составили 727 250 солдат