Константинопольский архиепископ рассказал о роли автокефалии и статусе РПЦ
Абсолютно все известные на данный момент православные автокефалии, кроме самых древних, были созданы благодаря Томосу от Константинопольской церкви и только они являются по-настоящему автокефальными церквями, рассказал архиепископ Тельмиский владыка Иов (Геча) в интервью изданию Cerkvarium.
"Кроме Вселенского патриархата, в истории православной церкви ни одна другая поместная церковь не провозглашала автокефалии", - заострил на этом моменте внимание архиепископ, комментируя усилия патриарха Варфоломея в Украине и противодействии этому со стороны РПЦ и промосковских украинских сил.
Церковный иерарх, который родом из Украины, добавил, что автокефалия всякий раз провозглашалась в силу ряда политических причин, например - из-за обретения государственной независимости, как в Грузии, Чехии и Словакии. Однако всякая автокефалия имела и более глубоко идущие цели - "обеспечить единство церкви внутри каждого из этих государств, как и единство между поместными церквами".
Российская (Русская) православная церковь, отметил архиепископ, в принципе не имеет права предоставлять какой-либо церкви, хоть бы и украинской, автокефалию , так как такие действия являются прерогативой исключительно Константинопольского патриархата, как первого среди православных центров в мире. Так, предоставление в свое время грузинской, чешской и словацкой православным церквям автокефалии со стороны РПЦ имело в глазах православного мира ничтожные результаты.
Интересно, что владыка Иов обратил внимание на один щекотливый момент - РПЦ сама никакого автокефального статуса в церковном мире не имеет.
"Интересно подчеркнуть, что никогда не было дано православной церкви в России томоса об автокефалии... Ее автокефалия была самопровозглашенной", - отметил он.
Кроме того, владыка Иов резко раскритиковал сверхпопулярную в России теорию "Москва - Третий Рим", и заявил, что для такой претензии со стороны РПЦ нет ни канонических, ни исторических, ни богословских оснований.
"Этот миф придумал псковский старец Филофей в начале XVI века. Но православная церковь не живет на базе мифов. История православной церкви не знает "первого" и "второго" Рима, но только "старый" (Рим) и "новый" (Константинополь). Тут третьему не бывать", - отметил иерарх.