Сегодня девятая годовщина Смоленской катастрофы
Девять лет тому назад под Смоленском в России разбился самолет с представительной польской делегацией, тогда погибло почти все высшее руководство Польши, в том числе президент Лех Качиньский.
10 апреля 2010 года, вблизи российского Смоленска, во время посадки на военном аэродроме «Смоленск-Северный» потерпел катастрофу самолет Ту-154, на котором польская государственная делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине расстрелов НКВД польских военных в 1940 году. В крушения погибли все 96 человек, находившихся на борту самолета, в том числе и президентская чета Лех и Мария Качиньские, а также представители политической, военной, религиозной элиты Польши.
Несмотря на время, ясности по Смоленской катастрофе не становится больше. За эти девять лет появился ряд гипотез о ее причинах и ходе событий. Сначала Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, определив в качестве фактора инцидента недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный». Однако впоследствии стали называться и другие версии. В феврале 2016 года в Польше, по решению тогдашнего министра обороны Антони Мацеревича, возобновили расследование, создав соответствующую комиссию.
На данный момент расследование этой трагедии продолжается. К сожалению, российская сторона, вопреки международному законодательству, до сих пор не передала полякам собранные на месте происшествия обломки самолета Ту-154, а также отказала предоставить возможность провести реконструкцию лайнера из этих обломков.
В марте 2017 года Мацеревич назвал катастрофу под Смоленском терактом, также он заявил о наличии «неоспоримых свидетельств российской ответственности за смоленскую катастрофу». В апреле 2017 года польская прокуратура переквалифицировала обвинения в адрес российских диспетчеров из «бессознательного» на «сознательное» доведение ими экипажа президентского самолета к авиакатастрофе.
В апреле 2018 года подкомитет Минобороны Польши опубликовал технический отчет по Смоленской катастрофе, в котором, в частности, отмечается, что левое крыло самолета Ту-154 было уничтожено в результате внутреннего взрыва. К таким же выводам пришла и британская лаборатория судебно-взрывчатых веществ Forensic Explosives Laboratory, подчиненная Минобороны Великобритании. В конце марта 2019 года эксперты этой лаборатории опубликовали исследование, подтверждающее следы тротила в большинстве из 200 образцов разбитого самолета экс-президента Леха Качиньского.
- Имена обвиняемых по делу о катастрофе самолета МАУ сообщили семьям погибших
- Вторая годовщина катастрофы украинского самолета в Иране: самое главное
- На месте катастрофы Ан-26 в Харьковской области в годовщину трагедии прошли мемориальные мероприятия
- Авиакатастрофа на Прикарпатье: открыто производство по факту падения самолета